Комбанва,
Гость
Вы тут 'Залетный'
Регистрация
Вход
Будущее индустрии аниме. Мнения изнутри.
После окончания токийского колледжа аниматоров Юко Мацуи (Yuko Matsui) начала работать в анимационной студии средней руки.

Два года спустя она зарабатывает около 80 тыс. иен в месяц и работает в среднем по 10 часов в день, выполняя довольно тяжёлую работу: в её обязанности входит изготовление «промежуточных» рисунков на прозрачных листах, используемых между ключевыми сценами. Таким образом создаётся иллюзия движения. Хотя она живёт с родителями, она не может накопить хоть сколько-нибудь денег и прекратила выплачивать пенсионные взносы. Однако, 22-летняя подмастерье ощущает себя лучше некоторых её коллег, которые, как говорят, вынуждены часто сидеть на работе по ночам и у них мало выходных.

«Насколько я знаю, было ещё семеро человек, закончивших [обучение] вместе со мной, но трое из них уже сдались и уволились», – говорит она.

История Мацуи довольно типична, через подобное проходят многие аниматоры, а нынешняя ситуация усугубляется общемировым финансовым кризисом, когда на рынке труда выживают только самые-самые. И текущая ситуация бьёт не только по работникам: углубление кризиса и быстрое изменение всего, что окружает индустрию аниме, вызывает множество опасений за будущее одного из наиболее ценимых культурных экспортных товаров.

«Во всём мире число поклонников аниме увеличивается, но с учётом краха старой бизнес-модели это не трансформируется в прибыль», – говорит Ясуо Ямагути (Yasuo Yamaguchi), исполнительный директор Ассоциации японской анимации.

За последние десять лет в среднем годовой объём продаж этой отрасли составил 200 млрд. иен – эксперты назвали это «пузырём анимации». Ямагути прогнозировал, что доходы отрасли за финансовый 2008 г. будут меньше, чем за 2007 г., когда общий объём продаж упал почти на 20 млрд. иен по сравнению с 2006 г., являющимся согласно статистике ассоциации рекордным годом.

«Финансовый кризис вынуждает спонсоров сокращать выплаты на телевизионную рекламу, что в свою очередь сокращает бюджеты анимации, оказывая давление на всех лиц, вовлечённых в производство», – говорит Ямагути. – «Думаю, мы столкнёмся со значительным сокращением числа аниме-передач, а агентствам, зависящим от телевидения как основного источника финансов, придётся искать альтернативу».

Помимо находящейся в упадке экономики, определённую роль в сокращении аудитории, а также осуществлении маркетинга и планирования производства связанной с аниме продукции, сыграл тот факт, что подавляющее большинство анимации, недавно транслируемой – в данном случае в ночное время – по ТВ, предназначено для взрослых и содержит слишком жестокие материалы или же материалы сексуального характера.

Ёсихико Нода (Yoshihiko Noda), директор подразделения по медиа-контенту рекламного агентства «Asatsu-DK», покупает временные слоты в популярных семейных программах, таких как «Дораэмон» («Doraemon») или «Син-тян» («Crayon Shin-chan»). По его словам, эти тенденции являются относительно недавним веянием.

«Демография поклонников аниме начала меняться 7-8 лет назад. Те, кто вырос на мультиках, стали старше и стали требовать больше содержимого специально для отаку или для взрослых», – заявляет Нода, отмечая, что такая анимация предназначена для выхода на DVD и транслируется только в ночное время, как правило, в количестве только 13 эпизодов – это делается для привлечения публики к покупке аниме «без купюр» на DVD.

Эта нехватка приемлемости аниме-контента для подавляющего большинства в сочетании с дорогими лицензионными изданиями и растущей популярностью сайтов обмена видеопродукцией способствовала подрыву рынка аниме на Западе.

«Прибыль от связанной с аниме продукции в США, в особенности это касается DVD-дисков, сокращается», – сообщает Кэйсукэ Ивата (Keisuke Iwata), директор анимационного канала AT-X.

«Благодаря мегахитам, таким как «Еванглелион» и «Покемоны», в прошлом состояние японской анимации было хорошим. Но сейчас в качестве экспортной отрасли она выдохлась», – поясняет Ивата, добавляя, что в последние годы помимо нехватки громких названий и уменьшения времени трансляции за рубежом, самым крупным препятствием является наличие незаконных Интернет-сайтов, предоставляющих бесплатный контент.

«Эти сайты загружают серии почти сразу же после того, как они транслируются в Японии, сопровождая их фансабом (субтитрами на английском или другом языке, переводимыми самими поклонниками)», – говорит Ивата. – «Это наносит серьёзный ущерб продажам».

Чтобы противостоять этой тенденции TV Tokyo в январе этого года предложил популярному сан-францисскому сайту «Crunchyroll», распространяющему аниме, распространять предоставляемые некоторые популярные сериалы с высоким качеством, субтитрами и без рекламы за месячную плату 6,95$.

Юкио Кавасаки (Yukio Kawasaki), менеджер отдела TV Tokyo по распространению анимации, говорит, что это было попыткой создать канал законной передачи данных между продюсерами аниме и зарубежными фанатами, а также способом отправить следующее сообщение:

«Анимация не является бесплатной. Это продукт кропотливой работы и денежных затрат и мы не можем продолжить производить качественную продукцию без финансовой поддержки со стороны фанатов», – заявил Кавасаки, пояснив, что если подобная стратегия окажется действенной, то она может быть расширена посредством продажи DVD-дисков и манги на крупных сайтах с предложениями по теме. Кавасаки сообщил, что с 8-го января на сайте «Crunchyroll» появилось свыше 10 тыс. пользователей, выплачивающих означенную выше месячную сумму. TV Tokyo надеется довести это количество до 50 тыс. пользователей к концу этого года.

«Мы серьёзно озабочены тем, что индустрия не выживет, если всё останется, как есть», – заявляет он, признавая, что вне зависимости от того, удастся их новый план или нет, конструктивная проблема, подрывающая промышленность, будет по-прежнему существовать.

«Вы должны по-настоящему любить анимацию, чтобы участвовать в этом бизнесе», – заявляет Такэо Идэ (Takeo Ide), главный аниматор популярного телевизионного серила «Ван-Пис» («One Piece»).

Идэ напомнил, как он зарабатывал по 70 тыс. иен в месяц в свои молодые годы и жил в дешёвой квартире, прежде чем был назначен на более ответственную работу – прорисовку ключевых кадров, отмечающих начало и конец движения. История Идэ – это история успеха в профессии, которая, согласно исследованию, проведённому Японским советом организации исполнителей, имеет ужасающий показатель текучести кадров в размере 80%. Исследование показало, что один кадр приносит аниматорам в среднем 186,9¥. Учитывая, что «чернорабочий» в этой области должен заполнить в месяц около 500 таких промежуточных кадров, получаем, что заработная плата за 250 часов работы в лучшем случае будет составлять 94 тыс. ¥. И это будет продолжаться до тех пор, пока художник не будет назначен на прорисовку ключевых кадров.

В настоящее время приблизительно 90% промежуточных кадров для исполнения переводится за рубеж, в результате аниме-индустрия пытается «выдавить» из себя больше контента, чем может, а также существуют определённые опасения, что возможности для воспитания будущих поколений качественных аниматоров в настоящее время утрачиваются.

«Рисование промежуточных кадров это тяжёлый труд, который вряд ли хорошо оплачивается, однако это является важным навыком для каждого аниматора», – заявляет Масаюки Кавати (Masayuki Kawachi), председатель Всетоэйского профсоюза.

Кавати, который обрабатывает в «Toei Animation Studio» специальные эффекты, говорит, что в нынешней ситуации большая часть этой работы проводится в таких странах, как Китай и Филиппины.

«Из-за спада, «съевшего» средства на продукцию, и вынудившего компании уменьшаться или становиться банкротами, молодые и честолюбивые аниматоры не могут найти себе работу», – говорит Кавати.

Отражая нынешние реалии, хорошо известная в этой отрасли студия «Gonzo» подтвердила, что в течение ближайших пяти лет намерена сократить число художников, работающих по контракту, со 130 до 30 человек.

Японская комиссия по справедливой торговле 23-го января выпустила доклад о состоянии отрасли анимации, перечислив ряд крупных проблем. Одной из них является отсутствие чётко закреплённых среди студий авторских прав – авторские права сейчас делятся между спонсорами, и такая система широко критикуется за то, что отнимает у фактических создателей прибыль за дальнейшее использование продукции, не говоря уже о мотивации. Другой популярной практикой является передача художественных работ небольшим фирмам, что зачастую приводит к теневым сделкам.

Кавати говорит, что подобные вопросы не новы и в значительной степени игнорировались в прошлом, но теперь, если индустрия аниме надеется остаться доминирующей силой на международном рынке анимации, их нужно решать.

В 2006 г. профсоюз, возглавляемый Кавати, к которому присоединилась Всеяпонская федерация профсоюзов работников кино и театра, представил Министерству культуры предложение о реструктуризации отрасли анимации с изложением основных проблем и предлагаемых решений. По словам Кавати, ответа от правительства так и не поступило.

Ямагути из Ассоциации японской анимации, который также выступает с лекциями по грамотности мультипликации на юридическом факультете университета Нихон, прогнозирует, что в конечном итоге акцент будет ставиться на качество, а не на количество.

«Когда мы смотрели на зрительские рейтинги анимационных передач, мы заметили, что в рейтинге всегда доминирует «Садзаэ-сан» («Sazae-san»), единственный сериал, который в настоящее время производится с помощью традиционных «ручных» методов», – сообщил он, добавив, что эта же тенденция распространяется на вышедший в прошлом году мультфильм студии Хаяо Миядзаки («Studio Ghibli») под названием «Понё на утёсе» («Ponyo on the Cliff by the Sea»).

«В наш век массового производства, когда большинство мультипликации оцифровывается, нам необходимо подумать о последствиях», – говорит Ямагути. – «Думаю, нам стоит задуматься о том, чего действительно хотят наши зрители».

Статья на английском: Alex Martin (The Japan Times)
Перевод на русский: А. Кальчева
2009

:: Статьи :: Добавил: Vulpio
:: Просмотры: 1643 :: Комментарии: 7 ::

7. Casliv (27.01.2016 00:26)
За последние 10 лет и так достаточно много чего изменилось, посмотрим теперь что же будет дальше. dry
:: Цитировать :: Профиль ::
6. kaine (19.07.2012 15:21)
Если эти компании так хотят получить прибыль от популярности аниме за рубежом, пусть сначала приложат руку к этому явлению. Да никто из них и не думал про экспорт своего продукта, раскрутку его за пределами Японии, пока фанаты не сделали за них всё эту работу! Даже если японские аниматоры будут выпускать аниме с учётом наличия западного зрителя, и, о боже мой, разродятся наконец на субтитры к своим творениям, что-то мне подсказывает, дальше Америки, некоторых стран Европы и английского языка они всё равно не пойдут. Если хотят получать деньги от продаж, например, в России, пусть сами начнут популяризировать свои творения и адаптируют их под русского зрителя, сделав хотя бы субтитры. А то сейчас они вообще не работают на этот рынок, если б не фанаты, его бы и не существовало. Грех жаловаться, что лицензионную продукцию никто не покупает, там, где её никто и не старается продать.
:: Цитировать :: Профиль ::
5. Removed (23.06.2012 15:11)
пф, ущерб продажам... так откройте свои точки продаж в странах и раскручивайте их; а жаловаться, что контент там и сям выкладывают... а кто, простите, кроме фанатов продвигает аниме и мангу в массы? и вообще в конце стоит 2009, очередная инфа на такие зубодробительные темы могла быть и поновее
:: Цитировать :: Профиль ::
4. Vla  (23.06.2012 02:19)
Если традиционное и начнут делать больше, то не для нас, то есть не в ущерб цифровому аниме. wink Миядзаки и Сазае - продукция прежде всего для неанимешников. Студия Миядзаки подгоняет свои вещи под восприятие цивилов и западных зрителей. Сазае (и, возможно, Дораэмон) - единственное аниме, что смотрят японские цивилы, которые, как и наши цивилы, аниме не интересуются и по большей части предпочитают Голливуд. Кстати, Сазае - редкостная скукота, тот же бытовушно-комедийно-семейный ситком, только рисованный. И рисовка у него очень специфическая.

Я замечаю другую тенденцию: в последние годы стало больше аниме-адаптаций западных вещей. Может, этим пытаются зацепить как японских неанимешников, так и западного зрителя? Но пока - безуспешно. На эти адаптации плюются как американофилы, так и анимешники.

Насчёт бесплатности - думаю, даже при популяризации платных сайтов лазейки никуда не денутся. Всё равно будут бесплатно качать рипы с этих вот платных сайтов. А если начнётся охота на трекеры типа Тошокана - юзеры попросту перейдут на eMule.
:: Цитировать :: Профиль ::
3. arinador (22.06.2012 20:06)
*Чтобы противостоять этой тенденции TV Tokyo в январе этого года предложил популярному сан-францисскому сайту «Crunchyroll», распространяющему аниме, распространять предоставляемые некоторые популярные сериалы с высоким качеством, субтитрами и без рекламы за месячную плату 6,95$.*
Н-да почему они раньше до этого не додумались?
:: Цитировать :: Профиль ::
2. Toms (22.06.2012 20:05)
Спасибо админу, что выложила эту статью и затронула довольно острую проблему, на которую японцам уже не получится просто закрывать глаза. Впринципе все к этому и шло! Полагаю в ближайшие 10 лет рынок японской анимации претерпит существенные изменения.
Тут ясно говорится, что невозможно делать качественный продукт, без финансовой поддержки со стороны фанатов! И я согласна на все 100%. Мы все привыкли бесплатно качать аниме с сайтов и воспринимать это как должное. Я сама так делаю. Однако редко задумываюсь, что это результат офигительно трудоемкой работы!!! Анимация не является бесплатным продуктом! И похоже вскоре мы все столкнемся с этим воотчую. Чтобы что-то получить, нужно не только брать, но и давать в замен. В нашем случае это плата за трекер. Думаю так будет справедливо!
:: Цитировать :: Профиль ::
1. Даэ (22.06.2012 17:26)
Quote
в конечном итоге акцент будет ставиться на качество, а не на количество.
- это немного радует, но не нас, увы. В такой ситуации будут рисовать традиционные вещи и хорошо продающуюся попсу. Яой обломится на корню, может, и останутся-то только энтузиасты-профессионалы и кустари-фанатики. Либо будем смотреть китайские поделки.
:: Цитировать :: Профиль ::

Имя *:
Email:
Код *: