Многие, более или менее близко знакомые с аниме и мангой, скажут: яой – это истории о гомосексуальных отношениях между красивыми мальчиками. И будут в той или иной степени правы.
Однако если провести аналогии с европейским и американским кинематографом, в последнем мы найдём сравнительно немного картин о гомосексуалистах, и каждая из них стоит особняком. В то же время яой при всей своей специфичности является одним из основных жанров аниме. Откуда у японцев такой интерес к подобной теме? Вроде мужские качества в этой стране ценятся не меньше чем в других, и у самурайства не менее доблестные традиции, чем, скажем, у офицерства в царской России.
Не стоит забывать об особенностях японской морали. Там, где европейский аристократ объявлял обидчику дуэль, самурай делал харакири. У японцев есть своя честь и гордость, но она проявляется в соответствии с укладом, сложившимся за долгие годы в их стране. Японский аристократ не опустился бы до того, чтобы посягнуть на чужую жену. Кроме того, в период раздробленности Японии и непрерывного противостояния отдельных сёгунатов самураи полностью посвящали себя войне. Среди них наиболее ценились качества, делающие мужчину воином, выносливым и не знающим страха. Считалось также, что общество женщин «размягчает» мужчину, делает его слабым и способным на недостойные поступки. В японских исторических романах описывались случаи, когда мужчина попадал в позорную ситуацию, поступившись долгом самурая ради любви к женщине. Поэтому отдельные идеологи учения бусидо доходили даже до утверждений, что и удовлетворять плотскую потребность самураю пристало скорее с одним из своих кэрай (верных слуг), нежели с женщиной. Как видим, в самурайском представлении гомосексуализм никоим образом не отрицал мужественности.
Со своей стороны, виднейшие и образованнейшие дамы Японии, оставившие нам множество красивейших литературных памятников, всячески романтизировали любовь, отношения мужчины и женщины и чувства самурая, ушедшего в долгий поход, и ждущей его возлюбленной жены. В аристократических домах Японии женщине дозволялось выражать чувства к возлюбленному в основном посредством стихов, музыки и рисунка, также они скрашивали тоску одиночества сочинением длинных романов, таких, как «Гэндзи-моногатари». В этих романах они воплощали свою мечту о горячей и безоглядной любви, способной растопить любой лёд и превратить его в горячее живительное пламя, обжигающее, но приносящее наслаждение.
Свойственный женщинам романтизм (я говорю не только о японских аристократках средних веков, а о женщинах вообще) не позволял им сделать героя грубым и агрессивным. Поэтому в японских романах господствует образ прекрасного, даже женственного, стройного фарфороволикого юноши. Таким предстаёт даже зачинатель самурайских традиций Минамото-но Ёсицунэ, хотя в реальности он был, как поговаривают, типичным воякой, грубым и свирепым на вид. И с женщинами был очень суров. Но романтичные японские дамы не очень соглашались в это верить...
В ХХ веке ритм жизни японцев начал сильно ускоряться. Следствием этого стало то, что времени на чтение у японцев оставалось всё меньше, и традиционную литературу значительно потеснили романы в картинках, т.н. манга (manga). Мангу можно было глотать по тому в день, что предопределило значительный объём этого рынка и возможность присутствия на нём большого количества авторов. А поскольку в эпохи Мэйдзи и Тайсё японская женщина заметно приобрела в правах и почти сравнялась с мужчиной, то неудивительно, что среди мангака (mangaka) – авторов манги – появилось много женщин и девушек.
Женщины, рисующие манга жанров сёдзё (shoujo – ориентированных на девушек), старались придать своим героям больше романтизма. Наиболее же романтичной им представлялась тема запретной любви и разлуки. Также мангака старались доказать право девушки на завоевание любви, но традиции Японии попросту не оставляли женщине роли завоевательницы. Поэтому в манга начала развиваться тема истории девушки, переодетой в мужскую одежду для сокрытия своего пола. Эта тема взята из китайской легенды о девушке, пожелавшей остаться с любимым, даже когда он отправился из дома в учебное заведение, а также из романа «Сказание о Ёсицунэ», где за Ёсицунэ в переодетом виде последовала одна из его возлюбленных, когда он со своими товарищами пробирался по дорогам под обличьем монахов-ямабуси, занимающихся заклинаниями. Образ девушки в мужской одежде со временем перетёк в образ женственного юноши.
Но хотя в манге вновь образованного жанра речь шла уже о юношах, по сути это всё же были девушки в мужском обличье. Об этом можно судить и по их внешности, и по поведению. Скажем, Шиндо, герой манги и аниме Gravitation, хоть и является по сюжету мальчиком-подростком, но по всей своей сути определённо девчонка. В конце концов вряд ли мальчик будет так восторженно пищать, умиляться на каждом шагу и чуть что ударяться в слёзы. А Пико из недавно вышедшего Boku no Piko можно считать мальчиком разве что из-за наличия мальчишеского полового органа.
В свою очередь, в манге жанра юри, где речь идёт об однополой любви между девушками и соответственно одна из них замещает юношу, девушке могут придать черты юноши. Например, когда Тэндзё Утэна (героиня легендарного аниме режиссёра Кунихико Икухара и манги, созданой выдающейся мангака Сайтоу Тихо) раздевается, позируя на башне для рисунка своей возлюбленной Химэмия Анфи, видно, что она дышит по-мужски – животом. Да и тело у неё в общем-то довольно мускулистое.
Герои с более «мужественной» внешностью в яое называются семэ («дающий»), хрупкие и женственные – укэ («принимающий»).
Действие яойного аниме нередко разворачивается в некой аристократической закрытой частной школе, как, например, в манге и аниме Kaze to Ki no Uta («Песнь ветра и деревьев»), созданной художницей-мангака Такэмия Кэико и заложившей, можно сказать, основу жанра. Это даёт авторам возможность развернуться в плане изображения эстетики аристократической старой Европы – здания с колоннами и мраморными полами, стены, увитые плющом и диким виноградом, красивые мундиры с эполетами и аксельбантами (как, например, в аниме Meine Liebe).
А теперь я расскажу о самом значении слова Yaoi. Это сокращение от выражения Yama nashi, ochi nashi, imi nashi – нет сюжета, нет кульминации, нет смысла. Первоначально это обозначение использовалось в применении к любительским додзинси – вольным пересказам известной манги, включающим гомосексуальные отношения между героями, поскольку их авторы нередко не утруждали себя выстраиванием хоть какой-то сюжетной концепции, и поцелуи между мальчиками в их творениях происходили ни к селу ни к городу, просто потому, что этого хотелось автору (какой-нибудь экзальтированной школьнице). Но затем фанаты манга согласились с тем, что в яойной манге сюжет не имеет в общем-то особого значения – там главенствующую роль играют отношения героев, их чувства и переживания.
Чувствам и ощущениям отводится в яое особая роль. Как же могла обойтись Такэмия Кэико без того, чтобы показать, как наутро после ночи страстных объятий Жильбер открывает окно и подставляет руку под дождевые капли? А как Серж возвращается после каникул в ставшую такой родной Академию, и её белые здания постепенно проступают за чёрным узором ветвей?.. В аниме Loveless («Нелюбимый») порхают бабочки, гудят провода высоковольтной линии, в огромных глазах одиноко стоящего на поляне в парке мальчика отражается тёмное осеннее небо с холодной луной...
Яойная манга и аниме подразделяется на две различающиеся между собой категории – жёсткую и откровенную и более мягкую, где упор в большей степени сделан на романтику, нежели на секс. Эта вторая категория известна как сенен-ай (shounen-ai) – любовь юношей.
Поскольку традиции мужского гомосесуализма в Японии идут как раз из суровых самурайских времён (гомосексуализм в японской армии практиковался даже во 2-ю мировую войну), то японским геям претит романтизм яоя, они находят его слишком слащавым и нежным. Однако в других странах геи и бисексуалы нередко находят для себя в яое много интересного. И у Аояги Рицки – мальчика с кошачьими ушками и хвостиком, фигурирующего в манге и аниме Loveless, в разных странах, в том числе и в России, немало поклонников – как девочек, так и мальчиков.
Героев яойной истории ждёт трагический финал – разлука или смерть любимого. Но пока что они сидят в темноте, взявшись за руки, шепчут друг другу признания в любви и верности, а за окном ливень косо бьёт по листве, и ветер завывает в ветвях, леденя душу...