В наш повседневный язык проникло не так уж много японских слов – «самурай», «камикадзе», «харакири» и, конечно, «гейша». Утонченная красавица, готовая посвятить любого желающего в таинства восточной любви, а между делом спеть ему арию Чио-Чио-Сан. Многие удивятся, узнав, что гейши вовсе не обязаны расточать свои ласки мужчинам. Более того – изначально они и сами принадлежали к мужскому полу.
Спрячь за высоким забором девчонку
Квартал Ёсивара раскинулся на восьми гектарах земли, где четыре тысячи проституток обслуживали клиентов в двухстах публичных домах. По улицам этого города любви, усаженного ивой (восточным символом проституции) и сакурой, нельзя было передвигаться на конях и с оружием. Кстати, самураям в этот квартал вход был закрыт, но они, переодетые простолюдинами, оттуда практически не вылезали. Гости выбирали своих избранниц, прогуливаясь мимо веранд-пагод, где восседали нарядные девицы, слегка прикрытые ажурными ширмами. Впрочем, выбирали «подруг» только новички – завсегдатаю квартала рекомендовалось иметь постоянную «спутницу жизни». Скачки по чужим постелям не одобрялись, и девушки имели полное право отшить таких «плейбоев».
Когда строгие традиции Токугавы Иэясу забылись, проституция тихой сапой выбралась за границы «веселых полей» и обосновалась в банях (сэнто). Скромные труженицы этих заведений, прикрытые только легким халатиком, были всегда готовы потереть клиенту не только спинку. Не были забыты и поклонники однополой любви – их в свободное от репетиций время охотно услаждали актеры театра кабуки. Впрочем, как ни странно, многие японцы ходили в публичные дома просто поговорить. Или, скажем, послушать модные песенки. Или выпить саке в приятной компании. Всем этим мужчина был обделен дома, где семейные отношения были зарегулированы до крайности – одной лишней улыбкой глава семьи рисковал подорвать свой авторитет. Сегодня ты улыбнулся, а завтра тебе ребенок нахамил. Нет уж. Иди в баню и там хоть обхохочись.
Случалось, что гости по-настоящему влюблялись в
своих юдзё. И тогда, если клиент был вдовцом и ооочень богатым, он мог выкупить
подругу, но только с целью женитьбы. А в ином случае влюбленным приходилось
лишь клясться в вечных чувствах, оставлять на теле татуированные знаки-символы,
вышивать их на одежде и даже отрубать себе мизинцы. Соединиться в этом мире
влюбленные не могли, но могли сделать это в следующем перерождении. Поэтому нередко
в Ёсиваре случались синдзю – двойные самоубийства. Как правило, они происходили
на рассвете, в каком-нибудь безлюдном месте. Насладившись красотой восхода,
мужчина сначала закалывал свою возлюбленную, а потом и себя.
Впрочем, даже в Японии молодые девушки предпочитали не умирать, а жить, и притом на широкую ногу. Самые красивые и умелые юдзё работали на выезде – в домах знати. Таких девушек называли «таю» или «ойран». Они были высшей кастой своего сословия и зарабатывали на порядок больше своих коллег, получая деньги не от хозяина, а непосредственно от клиента.
Вот как описал в своем пятистишии нелегкую работу таю основатель японской эротической лирики Рубоко Шо (вторая половина Х века):
Сумею ли ранг оплатить?
Не оттого ль удваивает стоны?
Ветер ласкает губами
Темно-алую щель.
О том, как средневековые японцы занимались «этим»,
дают прекрасное представление гравюры-сюнга, на которых исключительно подробно изображены
все детали сексуального акта. После любования сакурой мужчина уединялся со своей
юдзё на низком ложе. Любовное действо девица начинала с предварительных ласк,
больше напоминающих эротический массаж. Постепенно и мужчина начинал гладить
юдзё, пока воздерживаясь от прямого контакта. Постепенно они переходили к
оральным ласкам, а потом и к половому сношению.
Не возбранялись и действия, описанные темже Рубоко Шо:
Слиняли кармин и сурьма
В укусах твой рот
А пышная некогда грудь
В царапинах от ногтей
Впрочем, законные жены тоже не брезговали подобными ласками. Упомянутые гравюры-сюнга служили настоящими секс-учебниками в картинках, которые дарили новобрачным, чтобы они учились доставлять друг другу удовольствие. Были времена, когда жена, которую муж любил всего в одной позиции, имела право требовать раз вода. И большинство бесстыдных любовников, изображенных на гравюрах, было именно законными супругами. Но все это происходило за плотно закрытыми дверями – вернее, бамбуковыми ширмами-сёдзи. Внешне соблюдался строжайший этикет. Чмокнуть на людях в щечку даже родную жену для средневекового японца было столь же немыслимо, как для европейца – чмокнуть ее в другую щечку.
В первую очередь гейша была усладой не тела мужчины, а его души. Эта красавица и умница, как никто, умела возвысить любого представителя мужского пола, не забывая при этом о собственном достоинстве. Высокая, покрытая лаком прическа, белое лицо, искусно подкрашенные ярко-красной помадой губы, глаза, подведенные к вискам черным и красным цветом – гейша казалась ожившей фарфоровой куклой. Стоило ей хоть чем-нибудь – жестом, голосом, взглядом – нарушить неписаный кодекс поведения, как ее ожидало изгнание из корпорации. А за ним – тяжкий труд работницы или панель. Впрочем, в «веселые кварталы» гейш пускали неохотно – слишком уж гордые и разборчивые.
Лицензии на разврат гейшам не выдавались, так что официально они «этим» заниматься не могли. На деле же многие гейши были содержанками у состоятельных поклонников. Содержать гейшу считалось особым шиком, и японские нувориши щеголяли этим в обществе так же, как «новые русские» – любовницами из числа артисток. Гейши по-бережливее скопили немалые состояния. Некоторые из них проникли даже в высшие слои общества, ибо жили по принципу: работаю, как нужно, люблю, кого хочу.
У гейш были наставницы – «окасан», или главы общины гейш, в
которой опять-таки существовала строгая иерархия. Ученицы-майко учились у
старших гейш методом «минарай», что переводится как «наблюдение и участие».
Например, к особенностям такого обучения относилось наблюдение из-за ширмы за
любовными играми опытных гейш. Но главное – девочкам требовалось узнать все
тонкости мастерства будущей профессии, пройти множество испытаний и процедур.
Музыка, пение, танцы, составление икэбаны, шахматы – всем этим должна была в совершенстве
владеть настоящая гейша. И еще требовалось постоянно совершенствовать мастерство.
Иначе нельзя: от уровня мастерства зависела популярность, а от популярности –
размер вознаграждения. Прежде чем стать гейшей, девушка, выбравшая себе эту
профессию, должна была как минимум пять лет готовиться и учиться. Раньше
воспитание гейши начиналось в 10 лет, сейчас – в 16.
В одежде ученица
отличалась от гейши длиной рукавов кимоно (у майко они короче). Как только полный
курс обучения был пройден, оставался последний обряд, после которого майко
переходила в ранг гейши. Это было лишение девственности (мидзуагэ), для
которого приглашали пожилого мужчину, из числа самых уважаемых клиентов. Ритуал
занимал целых семь дней. Глава общины гейш готовила специальную комнату с мягкой
и удобной постелью, в изголовье которой укладывалось яйцо. Майко ожидала
«учителя»,сидя на постели. Войдя и поздоровавшись, мужчина ласково предлагал
майко лечь на спину и раздвинуть ноги. Затем он разбивал яйцо и, выпив желток,
белок размазывал по половым органам девушки, слегка касаясь их пальцами. После чего говорил: «Cпокойной ночи», – и уходил. Так повторялось
каждый день, и только на седьмую ночь мужчина, достаточно укрепивший свой организм
желтками, нежно входил в лоно майко, которая к тому времени уже свыкалась с
ежедневными, постоянно усиливающимися ласками. Мужчина, проводивший мидзуагэ,
никогда больше не имел контактов с новоиспеченной гейшей.
Подобные ритуалы ушли в прошлое, но в Японии до сих пор существуют школы по подготовке гейш. Там обучают литературе, музыке и всему остальному, что должны уметь гейши. Многие родители охотно отдают туда дочерей – образование хорошее, а заниматься обслуживанием гостей уже никто не заставляет. Строгие законы корпорации ослабли. Может, именно поэтому уважаемая профессия находится на грани вымирания? В начале XX века гейш насчитывалось около 80 тысяч, к концу столетия их осталось не более двух тысяч. Лет тридцать назад в Японии разразился скандал на высшем уровне. «Вторая жена» премьер-министра публично обвинила «мужа» в том, что он не обеспечивает ее материальные и духовные потребности и даже поднимает на нее руку. Главе правительства пришлось подать в отставку. Пощечина хранительнице древних традиций – это пощечина самим традициям. А в Японии традиции – это все, и даже премьер-министр против них – нуль без палочки.
Рубоко Шо, живший, творивший и много еще чего делавший в середине Х века, был придуман в России, в восьмидесятые годы, поэтом и литературоведом Олегом Борушко. Эротические пятистишия, основным персонажем которых был нефритовый ствол, были аккуратно и не без вдохновения стилизованы под классическую японскую поэзию при содействии куртуазного маньериста Виктора Пеленягрэ.Тогда косяком выходили из печати то «Русские заветные сказки», то китайские «Цветы сливы в золотой вазе», – почему бы не существовать японскому секс-фольклору?
На самом деле японская литература (в отличие от живописи) патологически целомудренна. Борушко сделал из своего имени анаграмму – «Рубоко Шо» – и выпустил сборник «Эротические танки».Он вышел из печати ровно во дни августовского путча 1991 года, когда по столице гуляли совсем не эротические танки, и был разобран в считанные дни, поскольку публика была уверена в политической актуальности книги.А может, просто боялась, что больше ничего эротического издавать не будут: лицо маршала Язова или гебешника Крючкова не оставляло сомнений на этот счет.А скоро профессиональные японисты и историки стали вовсю цитировать Рубоко Шо как реального японского поэта.
Спасибо большое, интересная и познавательная статья!