Это так, интересный факт.
В Японии к осьминогам относятся внимательно и трепетно. Тому есть несколько поводов. Во-первых, это животное (ну или кто оно там - не суть важно), однозначно имеет оригинальный вкус и по нраву японцам за огромное количество блюд, которые из него готовят. Во-вторых, это символ. Даже нет, не символ, а нечто большее - знак жизни.
Осьминог ассоциируется у японцев однозначно с эротикой и с темной стороной души человека. Эротический намек в описаниях осьминогов мы встречаем всюду - в искусстве, литературе, быту начиная с 8 века нашей эры. Но особенную популярность это животное приобрело в эпоху Эдо (для незнающих 1600-1868 гг), когда сложились два оформленных самобытных “кодекса“. Первый касается поведения в обществе. Этот кодекс сложился, как все оригинальное, странное, развратное в Японии, в Зеленых кварталах, где помимо проституток всех возрастов и полов обитали еще и гейши, актеры, сумоисты, резчики нэцкэ, художники и прочие “неблагонадежные“ персонажи. Особой благодарности в деле обосьминоживания нации заслуживает квартал Асакуса (не смотря на то, что он не был как таковым Зеленым), но все же публика там была почище, чем в Сохо. Осьминог впервые встречается в легендах и сказках о ныряльщицах за жемчугом - будто бы смерть ныряльщицы ни что иное, как происки злобного огромного монстра-осьминога. Из этой мелочи, а еще и из извивающихся в корзинах, выползающих и ищущих кругом норы, из достаточно умных животных моря, осьминог превратился в секс-символ. По сей день, взрослое поколение японцев (те, кому за 50, бояться встретить осьминога в некоторых ситуациях - не потому что он страшный, а потому что это Знак).
Итак, как мы знаем, в Японии весьма специфически относились к сексуальной активности обоих полов. Т.е. она была и ее не скрывали. Но было одно маленькое “но“ - активность эту проявлять публично могли только мужчины или женщины определенной профессии - проститутки и куртизанки. А вот гейши (не путать их с первыми двумя, потому что кроме флирта, от гейши даже в 18 веке добиться чего-то большего было сложновато) показывать этого не могли, а значит в какой-то период времени чтобы не быть попутанными с проститутками и куртизанками, они обязаны были избегать такого прекрасного механизма в деле управления мужчинами, как флирт. Остальные же женщины и вовсе вынуждены были молчать, а на их смелые поступки в деле проявления либидо, публика реагировала однозначным порицанием. Но одна находчивая гейша, имя которой, как передают из уст в уста было Нарухико, общаясь со своим даной (покровителем), с которым она не прочь была не только попить саке, но и поиграться с постели, придумала своего рода условный сигнал. Этим сигналом был осьминог. Мы опустим дело становления этого знака, перейдя сразу к его законченной форме, подхваченной находчивыми жителями столиц. Так вот, гейши традиционно не предлагают еду своим клиентам - они предлагают выпивку. Еду предлагают служанки (это обусловлено несколькими факторами, но Боги бы с ними, не об этом речь). А тем более фамильярно и неприлично считалось подавать еду мужчины с палочек (Боги бы с этим правилом тоже, не об нем речь опять же, хотя от этого пошел этикет мужской и женской еды, в частности, суши). Нарухико же, смелая женщина, условилась что когда она подаст своему дане осьминога они смогут уединиться на время, пока хозяйка отия не замечает их. Зеленые кварталы мимолетно подхватили эту идею, а за ними и все большие и малые города Японии. Фактически, Нарухико и ее дана нарушили своим поведением строгие законы этикета того времени. И в деле осьминогов этикет стал означать практически противоположное, чем было до этого. Во-первых, предлагая осьминогов кому-то из японцев, вы всегда рискуете быть неверно понятыми (конечно, это зависит от определнного воспитания и знания данного японца, хотя как показывает мой опыт, даже юные мальчики и девочки пользуются этим сейчас) - если Вы мужчина, то в лучшем случае решат, что вы предлагаете заняться групповухой, а в худшем (для некоторых), что вы гомосексуалист; если же Вы женщина, то не удивляйтесь, если мужчина полезет к вам под юбку через пару-тройку минут после того как прожует своего осьминога. Сложилось так, что женщина, которая хочет секса с кем бы то ни было, должна протянуть мужчине осьминогов. Ужас в том, что мужчина просто обязан их съесть, иначе это будет оскорблением женщины (нечто вроде: пошла нахрен страшная сука), а за это могут побить окружающие, так что не стоит удивляться, если такое случится. А потом, после того как он их съел, придется заниматься сексом (т.е. это хорошо, если девушка мила хороша и Клаудиа Шиффер, а если это “ужас-ужас“?!). Но тогда находчивая публика кварталов придумала: если женщина хочет мужчину, она может подать ему осьминога на своих палочках или в тарелке вместе с палочками и такая женщина не получит никакого осуждения. Если мужчина хочет женщину и готов заняться с ней сексом он съест осьминогов из рук (палочек) женщины или палочками которые она предлагает мужчине. Если же следует отказ (не важно по каким причинам), то мужчина берет осьминога в руки и съедает его руками. Женщина кланяется и уходит, делая вид, что ничего не случилось. Окружающие, не смотря на то, что буквально каждый знал смысл этих действий, не осуждали женщину и относились к данному отровенному предложению весьма спокойно (если не сказать одобрительно).
Примерно такое же значение имело и предложение осьминога мужчиной женщине (или даже мужчине, если это гомосексуалист), но вот если за прямое предложение заняться сексом можно было получить мечом в глаз, то здесь господин, получивший “непристойное предложение“ мог действовать так же как если бы ему предложила женщина и при этом никто не пострадал. Этикет обязвал женщину принять осьминога, но если в ответ она не посылала мужчине такого же, то это означало вежливый, но строгий отказ. Правда в наши дни все несколько проще, получив осьминога, женщине скорее предлагают поэкспериментировать, хотя встречаются еще и мастадонты, знающие что к чему в этом осьминожьем порно-этикете.
Но помимо такого съедобного символа, осьминог “отметился“ в качестве сексуального объекта в огромном количестве произведений искусства различных видов - нэцкэ, гравюры, ширмы, кимоно, различные предметы декоративно-прикладного искусства, фарфор и т.д. и т.п. Самые “темные“, самые развратные, “запрещенные“ цензурой альбомы Весенних картинок (сюнга, или проще говоря - порно), включали в себя обязательный секс с осьминогами. Все это облачалось в ту самую историю о ныряльщицах. Но помимо всего прочего, не только на картинках осьминоги становились сексуальными партнерами и партнершами, но и в жизни. В Японии существовали фаллоимитаторы и вагиноиммитаторы начиная с эпохи Кофун (а может и раньше, хотя свидетельства остались именно с этой эпохи) и в отличие от Европы, японцы никогда не прятали секса и не считали его предосудительным, греховным, а скорее приятным, естественным и правильным, независимо от того кто, с кем, как, когда и куда. Гравюры, рекламирующие куртизанок и проституток, возле которых стояли аквариумы с осьминогами (к примеру, Утамаро и его школа, Кунисада и его школа) говорили однозначно, что здесь предлагают не только банальный секс, но и развлечения высшего порядка. Тому было биологическое обоснование, так как осьминог, оказавшись на земле тут же старается найти влажную, теплую норку, а его способность пролезать в любые даже самые маленькие отверстия очень хорошо подходили для удовлетворения сексуальных желаний, но кроме того, они шли “на запах“ сородичей - т.е. туда, где до него уже был кто-то из осьминогов. Хирокаге в своей серии “Юмористические картины Эдо“ использует этот мотив на одном из листов, где из рассыпавшейся корзины с морепродуктами осьминог выползает прямиком к женщине под кимоно... Ну надеюсь, мне не надо объяснять, что так развеселило художника, а вместе с ним и всех зрителей. ;-))
Символов осьминога, причастного к сексу я могу назвать с полсотни - тут и гомосексуальные связи, связи за деньги, извращения, символы убийства и насилия (ибо, как считал дедушка Фрейд, насилие и убийство - суть неудовлетворенность сексуальных желаний) и т.д. и т.п. И вот наступил двадцатый век и кинематограф пришел в Японию вместе с американцами, а вместе с ними осьминог стал восприниматься скорее как непонятное чудовище, чем сексуальный объект (ну не объяснишь же бака гайдзину, тупому американцу, что осьминогов можно не только есть, но и засовывать). На целых три десятилетия осьминог потерял свою публичную эротичность и стал всего лишь пугающим, вселяющим животный ужас монстром глубин, хотя в среде обычных людей, сохранялись довольно долго устоявшиеся символические значения этого животного. И я даже не буду рассказывать Вам о том, что делают юные школьницы, выбирая у подмигивающего продавца рыбы осьминога, с ним дома....
А вот теперь, после моего супер-краткого и супер-поверхностного рассказа, попробуйте посмотреть “Олдбой“ сначала и с другой позиции.
И посмотреть на Японию с другой позиции...
Автор:Mamzelle Fifi
Вспомнила момент из чистой романтики:
- Пожарь сосиски в виде осьминожков!!!
- Что?
- Большенсво японских семей жарят сосиски в виде осьминожков